Обзор Canon PowerShot G9 X Mark II.

Компакты с 1-дюймовым сенсором и светосильным зум-объективом – это весьма узкий, но крайне интересный сегмент. Сенсор уже достаточно большой, чтобы делать снимки приемлемого качества даже при слабом освещении, а габариты соизмеримы с классическими цифро-компактами, которые были вытеснены смартфонами.

Конечно, существуют смартфоны с 1-дюймовым сенсором, например, Panasonic Lumix СМ1. Но данный аппарат уже слишком крупный как для смартфона, а объектив с апертурой f/2,8 и фиксированным фокусным расстоянием, тогда как компактные «камеры-дюймовочки» оборудованы зум-объективами с большей светосилой.

В этот раз к нам не тестирование попала камера Canon PowerShot G9 X Mark II, оборудованная объективом с переменным фокусным расстоянием 10,2–30,6 мм (35 мм эквивалент: 28–84 мм), f/2,0–f/4,9 и оптической стабилизацией. Из конкурентов можно отметить только Panasonic Lumix DMC-L15 и Sony Cyber-shot DSC-RX100 V. Обе камеры ощутимо крупнее, на треть тяжелее (более светосильные объективы накладывают свои ограничения на габариты) и гораздо дороже, в особенности решение от Sony. Разумеется, новинка в духе времени оборудована всеми беспроводными интерфейсами, а именно Bluetooth, Wi-Fi и NFC.

Технические характеристики

Тип камеры Компактная камера
Матрица 1 дюйм
Эффективные пиксели 20,1 Мп
Всего пикселей 20,9 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Объектив 10,2–30,6 мм (35 мм эквивалент: 28–84 мм), f/2.0–f/4.9
Конструкция объектива: 8 элементов в 6 группах (2 двухсторонних асферических элемента с ультравысоким коэффициентом преломления (UA) и 1 односторонняя асферическая линза)
Процессор DIGIC 7
Размеры фотокадра 3:2: 5472×3648, 3648×2432, 2736×1824, 2400×1600
4:3: 4864×3648, 3248×2432, 2432×1824, 2112×1600
16:9: 5472×3072, 3648×2048, 2736×1536, 2400×1344
1:1: 3648×3648, 2432×2432, 1824×1824, 1600×1600
Формат фотоснимка JPEG (совместимый с Exif 2.3 [Exif Print] / совместимый с файловой системой Design rule for Camera и DPOF версии 1.1), RAW (14 бит)
Размер видеокадра 1920×1080, 1280х720, 640х480
Формат видеофайлов MP4 [Видео: MPEG-4 AVC / H.264, аудио: MPEG-4 AAC-LC (стерео)]
Чувствительность ISO 125-12800
Диапазон выдержек 1–1/2000 с (режим AUTO)1/8–1/2000 с (режим видеосъемки)
Ручная выдержка, 30–1/2000 с
Режимы замера экспозиции Точечный, центрально-взвешенный, оценочный
Коррекция экспозиции +/- 2 EV с шагом 1/3 ступени
Вспышка Ведущее число 6  при ISO 100
Видоискатель Нет
Дисплей Сенсорный ЖК-экран (TFT) 7,5 см (3,0″)
Соотношение сторон 3:2
Разрешение 1 040 000 точек
Носитель данных SD, SDHC, SDXC (совместимые карты UHS класса скорости 1)
Разъёмы HDMI (тип D),  USB (совместимый с Micro-B)
Дополнительно Wi-Fi (IEEE802.11b/g/n), (только 2,4 ГГц), с поддержкой NFC, Bluetooth 4.1
Питание Литий-ионный аккумулятор NB-13L 1250 мА*ч, 4,5 Вт*ч
Габариты, мм 98,0 x 31,3 x 57,9
Вес, г 206 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Внешне камера является точной копией первой генерации Canon PowerShot G9 X, но тем не менее, массогабаритные показатели Canon G9 X Mark II продолжают впечатлять. За исключением слегка выпирающего объектива по размерам камера не отличается от компакта с сенсором 1/2,3 дюйма. Вес устройства также невелик. Корпус изготовлен из металлических панелей, а качество сборки великолепное. Дополнительно поддерживает ощущение надёжности надпись «Made in Japan», хотя в современных условиях глобализации это совершенно неважно.

Камера поставляется в двух вариантах цветового оформления – серебристая со светло-коричневыми пластиковыми накладками с поверхностью, имитирующей кожу грубой выделки, а также чёрный с чёрными накладками. С субъективной точки зрения, серебристый вариант смотрится интереснее, да и отпечатки и пыль на нём заметными не будут. Расстраивает в обоих модификациях только материал накладок. Уж лучше бы это была твёрдая резина – да, не кожа, но на ощупь приятнее.

Спереди находится объектив, окружённый программируемым кольцом управления, а также светодиод подсветки автофокуса. С тыльной стороны камеры элементов управления также немного – сенсорный дисплей, при помощи которого в основном и производится управление, а также клавиши видеозаписи, входа в быстрое и основное меню, смены режима отображения дисплея.

Сверху установлена подъёмная вспышка с механической клавишей замка, клавиши перехода в режим просмотра и питания, диск выбора режима работы, пара микрофонов, системный динамик и клавиша спуска затвора, окружённая рычажком управления зумом и пролистывания пунктов меню. Снизу заметны только разъём установки на штатив и крышка отсеков карты памяти и аккумулятора.

На левой боковой поверхности видна только клавиша активирования беспроводного соединения, а на правой боковой поверхности под раздельными заглушками скрыты порты подключения HDMI и USB-кабелей. Забегая наперёд, стоит отметить, что зарядка аккумулятора осуществляется в корпусе камеры при помощи любой USB-зарядки.

Дисплей и пользовательский интерфейс

В камере используется 3-х дюймовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек и возможностью сенсорного управления. В основном управление осуществляется именно при помощи сенсорного дисплея. Углы обзора дисплея довольно большие, цветопередача хорошая. Яркость дисплея очень высокая – 542,5 кд/м2, поэтому с камерой легко работать даже на улице в солнечный день. При максимальной яркости подсветки светимость чёрного поля составляет 1,82 кд/м2, т.е. статическая контрастность составляет 1:298. Немного, но терпимо. Из недостатков дисплея стоит отметить отсутствие олеофобного покрытия, что в камере с сенсорным управлением выглядит как минимум странно.

Физические клавиши используются только для входа в режим просмотра, основное и быстрое меню, смены режима отображения дисплея и видеозаписи. Кольцо вокруг объектива программируемое, поэтому при его помощи можно изменять различные параметры, но любой из этих параметров можно настраивать и без кольца. В основном меню перемещаться между вкладками можно как при помощи сенсорного управления, так и путём наклонов рычажка зума. Быстрое меню полностью программируемое, поэтому пользователь легко может его настроить под свои задачи. После классического управления, даже в камерах с сенсорным дисплеем, к управлению Canon PowerShot G9 X Mark II приходится пару дней привыкать, но после — работать с камерой довольно удобно. Минимизация количества физических органов управления позволила сделать камеру столь компактной, поэтому это скорее вынужденная мера, чем «фишка». Для ознакомления с меню камеры ниже приведены примеры снимков.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Из особенностей камеры стоит отметить встроенный нейтрально-серый фильтр, который можно активировать как вручную, так и автоматически. Функция эта весьма важная, ведь механический затвор ограничен минимальным значением 1/2000 секунду, а этого достаточно не всегда, особенно при съемке в солнечный день на открытой диафрагме. В таких случаях обычно можно выкрутиться путём установки ND-фильтров с резьбовым креплением, но у тестируемой камеры не предусмотрена такая возможность. Встроенный фильтр позволяет выиграть 3 ступени, что с учётом минимальной выдержки 1/2000 секунды эквивалентно 1/8000 секунды. Отдельного внимания заслуживает функция брекетинга фокуса с возможностью настройки шага. Данная функция важна не только для получения гарантировано точной фокусировки, но и, например, для предметной съёмки, ведь глубина резкости у дюймового сенсора ощутимо меньше, чем у сенсоров 1/3…1/2,3 дюйма в рядовых компактах и смартфонах.

Ещё одна важна особенность камеры – это полный набор беспроводных интерфейсов. Кроме уже привычного модуля Wi-Fi тут есть Bluetooth и NFC. К сожалению, при подключении при помощи NFC соединение происходит довольно долго, как и считывание метки, поэтому провести смартфоном вскользь не выйдет – нужно аккуратно совместить метку NFC смартфона и камеры, и подержать пару секунд. Владельцы смартфонов без NFC могут особо не расстраиваться, ведь в камере имеется Bluetooth модуль с низким энергопотреблением. Данный модуль позволяет осуществлять постоянную связь с камерой без особых энергозатрат, а при необходимости работы смартфона в режиме удалённого управления камерой или же пересылки отснятого материала программное обеспечение автоматически настроит Wi-Fi соединение. К сожалению, в режиме удалённого управления съёмка видео не предусмотрена.

Камера в работе

Скорость включения и подготовки к работе – это слабое место компактов, и тут они существенно уступают большинству камер со сменной оптикой. Тестируемая камера готова делать снимок только через 2,9 секунды, что медленно даже по меркам компактов.

Методика замера скорости подготовки к работе

В плане скорости серийной съёмки тестируемая камера здорово подросла относительно G9 X первого поколения – 8,2 против 6 кадров в секунду. Это не рекордный показатель, и, например, Panasonic DMC-LX15 способен отснять 10 кадров в секунду, а Sony RX-100 V до 24 кадров в секунду. Впрочем, даже 8,2 кадра более чем достаточно для большинства профессиональных задач, и тем более для любительских. Камера приятно удивила длительностью серийной съёмки на максимальной скорости. При съёмке в JPEG новинка смогла отнять на максимальной скорости 40 кадров, в RAW – 24 и в RAW+JPEG – 20 кадров. Отличный результат, достаточный для большинства задач.

Методика замера длительности серии

Автофокус может работать как в 1-точечном режиме, так и в режиме так называемой интеллектуальной автофокусировки AiAF (31-точечная, функция распознавания лиц или сенсорная автофокусировка с выбором и отслеживанием объекта и лица). В режиме AiAF автоматика прекрасно отслеживает лица и не распознаёт овалы, как лица, а только людей и их изображения. Кроме того, предусмотрена возможность создания списка избранных лиц, на которых камера делает акцент при групповых снимках. С режимом слежения, напротив, всё плохо, ведь он не работает в принципе, и мгновенно теряет даже объекты на контрастном фоне.

Камера порадовала очень быстрой автофокусировкой — в лабораторных условиях автоматика смогла навестись на тестовый шаблон всего за 0,18 секунд, а это отличный результат. Но стоит отметить, что при уменьшении освещённости объектов съёмки скорость фокусировки существенно падает, и при съёмке в сумерках на фокусировку иногда затрачивается до 0,75 секунды.

Методика замера скорости фокусировки

Впрочем, в этой медлительности при съёмке со слабым освещением есть и свои плюсы — камера смогла сфокусироваться на стандартном шаблоне при освещённости лишь 0,34 лк, что приблизительно соответствует значению -3 EV.

Методика оценки чувствительности автофокуса

В режиме ручной фокусировки возможен выбор увеличения зоны кадра в 5 и 10 крат. Фокусировка осуществляется при помощи виртуальных клавиш управления или же кольца управления вокруг объектива. К счастью, в отличии от зеркалок Canon, в тестируемой камере предусмотрен режим подсветки граней резкости, т.н. «пикинг» с возможностью выбора режима активности функции и цвета подсветки (красный, жёлтый, синий).

В плане контроля установки экспопары тестируемый компакт ничем не отличается от современных зеркалок или беззеркалок. Доступны все стандартные режимы установки экспопары, а также три привычные режима экспозамера. Но всё же, придраться можно к минимальной длительности выдержки, которая составляет лишь 1/2000 секунды, что является стандартным значением даже для дешёвых компактов, не говоря уже о продвинутых решениях. Конечно, в некоторых случаях спасает встроенный нейтрально-серый фильтр, но всё же, хотелось бы иметь в запасе хотя бы 1/4000 секунды. Впрочем, у самого дорогого конкурента в лице Sony RX100 V минимальная выдержка при срабатывании механического затвора также составляет 1/2000, но имеется электронный затвор до 1/16 000 с.

В настройках предусмотрен режим съёмки с брекетингом экспозиции, но с крайне ограниченной функциональностью. Фактически можно снять лишь три кадра с шагом от 0,3 до 2 EV, хотя буфер камеры позволяет снять гораздо больше кадров. Зато работа экспозамера приятно радует — при замере в лабораторных условиях при освещении флуоресцентными лампами ошибка экспозиции составила лишь -0,07 EV.

Методика определения ошибки экспозиции

Шумы

Диапазон чувствительности такой же, как и у предшествующей камеры, – от 125 до 12 800 единиц в эквиваленте ISO. Настройки шумоподавления включают 3 уровня активности работы, но возможности отключить данную функцию полностью нет. Впрочем, это не страшно, если снимать в RAW. А вот отсутствие многокадрового шумоподавления немного расстроило, ведь данная функция имеется даже в гораздо более дешёвой зеркалке Canon EOS 100D.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера

К сожалению, Canon G9 X Mark II – это первая камера с дюймовым сенсором, которая попала к нам на тесты, поэтому прямых конкурентов в нашей базе результатов нет. В качестве оппонента была взята беззеркальная камера Sony Alpha a6500, оборудованная сенсором формата APS-C. Как видно на приведённом ниже графике, преимущество Sony ILCE-6500 находится в пределах 2,1-5 дБ, и особенно заметно на значениях выше ISO 6400, что в камерах Sony связано со скрытым шумоподавлением в RAW на высоких значениях. Но «дюймовочка» от Canon всё равно показала себя очень хорошо.

Интересны и результаты при съёмке в формате JPEG, при использовании которого шумоподавление отключить нельзя вовсе. Как видим, на значениях чувствительности до ISO 400 соотношение сигнал/шум даже хуже, чем при съёмке в RAW. Возможно это связано с небольшим перешарпом в диапазоне ISO 125-400 для обеспечения более чёткой картинки. На более высоких значениях чувствительности автоматическое шумоподавление работает очень активно и на максимальном значении чувствительности разница соотношения сигнал/шум между RAW и JPEG составляет 5,5 дБ, что приблизительно соответствует двукратному отличию уровня шума (не забываем об особенностях логарифмической шкалы).

методика определения уровня шумов

Стабилизация

Производителем заявлена встроенная 5-осевая оптическая стабилизация с заявленной эффективностью 3,5 EV при тестировании по методике CIPA. По современным меркам немного, но 5-осевая стабилизация внушает надежду на хорошую работу. Результат действительно приятно порадовал. При активированной стабилизации уже на выдержке 1/13 секунды камера смогла сделать 10 чётких кадров из 10. На данный момент в нашей базе результатов лучшие показатели только у Pentax KP и Olympus OM-D E-M1 Mark II, но у них и заявленная эффективность стабилизатора гораздо выше – 5 EV и 5,5 EV соответственно. В качестве оппонента был взят Canon EOS M5 в связке с объективом 15-45mm 1:3.5-6,3 IS STM со встроенной 3-осевой стабилизацией с заявленной эффективностью 3,5 EV.

Методика тестирования оптического стабилизатора

Вспышка

В камере используется подъёмная вспышка с ведущим числом 6 при ISO 100. Для сравнения, в случае Sony RX100 V заявленное ведущее число вспышки 10,2, а у Panasonic DMC-LX15 вовсе 12, что соизмеримо с показателями зеркалок. «Горячего башмака» у тестируемой камеры нет, но использование внешней вспышки всё же возможно. В качестве опции доступна вспышка Canon HF-DC2 с заявленным ведущим числом 18 при ISO 100.

В настройках предусмотрен выбор режима срабатывания (заполняющая и замедленная синхронизация), выбор синхронизации затвора (по первой или второй шторке), а также коррекция вспышки в режиме E-TTL и в ручном режиме. В режиме E-TTL коррекция вполне стандартная (от -2 до +2 EV с шагом в 1/3 EV). В ручном режиме делитель мощности имеет вид не привычных простых дробей, а три уровня (минимальный, средний и максимальный).

Примеры снимков

Режим видеозаписи

Оба конкурента могут записывать видео с разрешением 3840х2160 со скоростью потока 30 кадров в секунду, тогда как тестируемая камера ограничена режимом 1080/50p. Но тут стоит напомнить, что Canon PowerShot G9 X Mark II гораздо доступнее Sony RX100 V и Panasonic LX15, поэтому сравнивать их лоб в лоб не совсем корректно. Примечательно, что режим 1080/50p доступен только при выборе режима видеосъёмки круглым селектором, а если записывать видео из любого другого режима, то скорость потока ограничена 30 кадрами в секунду. В режиме видеосъёмки предусмотрен ручной режим установки экспопары, причём настройка параметров возможна непосредственно во время видеозаписи. Благодаря возможности сенсорного управления изменение параметров происходит практически беззвучно. Настройки звука сведены к минимуму — можно активировать фильтр шумов и аттенюатор.
Пример видеозаписи 1080/50p

Автономная работа

Используемый аккумулятор NB-13L даже по меркам продвинутых компактов не слишком ёмкий — 4,5 Вт*ч (1250 мА*ч). По заявлению производителя при тестировании по стандарту CIPA камера способна отснять всего 235 кадров. Немного, но для компактов это норма. Например, Sony RX100 V способен в тех же условиях отснять только 220 кадров, а Panasonic DMC-LX15 – 260. На практике тестируемый фотоаппарат смог отснять 415 кадров без вспышки. Индикатор уровня заряда всего лишь трёхсегментный, поэтому ориентироваться по его показаниям довольно сложно. Впрочем, в меру своих способностей работает он корректно. Зарядка аккумулятора производится в корпусе камеры от любой USB-зарядки, в том числе и от мобильных аккумуляторов.

Заключение

У Canon G9 X Mark II есть как слабые стороны, так и сильные, что, впрочем, свойственно любому фотоаппарату. Начнём с недостатков. К ним можно отнести отсутствие олеофобного покрытия сенсорного дисплея, дисплей с фиксированным положением, слишком длительную подготовку к работе при включении питания, практически бесполезный режим автофокуса слежения за объектом, минимальная выдержка 1/2000 секунды, невысокое качество видео.

Из достоинств стоит отметить чрезвычайно компактные габариты и малую массу, удобное гибридное управление, довольно шуструю и длительную серийную съёмку, очень чувствительный и шустрый автофокус, а также встроенный нейтрально-серый фильтр и полный набор беспроводных интерфейсов. Что до конкурентов, то они крупнее, тяжелее и дороже, но в тоже время оба оборудованы существенно более светосильными объективами, наклонными дисплеями и умеют записывать 4K-видео, да и вспышки у конкурентов от Panasonic и Sony существенно мощнее.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий