Обзор геймерского монитора BenQ ZOWIE XL2411P

Автор | 22 апреля, 2018

Геймерские мониторы не так уж давно появились на рынке, но они довольно быстро заполонили полки магазинов. Основное их достоинство – быстрая матрица с частотой обновления 144 Гц и выше, а также скоростью переходов вплоть до 1 мс. Среди геймерских решений есть не только невероятно дорогие, но и вполне доступные мониторы. Разумеется, сравнительно недорогие дисплеи довольствуются обычным дизайном без каких-то изюминок, свойственных флагманским моделям, но со своей главной задачей (картинка без смазываний и плавный геймплей) они справляются. Один из таких мониторов – BenQ XL2411P. Внешне он довольно прост, но зато оборудован 24-дюймовой FullHD-матрицей с частотой обновления 144 Гц и и скоростью перехода 1 мс.

Технические характеристики

Диагональ дисплея, дюймов/см24/61
Тип матрицыTN
Тип подсветкиWhite LED
Яркость, кд/кв.м350
Соотношение сторон16:9
Разрешение, точек1920*1080
Шаг пикселя, мм0,276
Защитное покрытиеМатовое
Отображаемые цвета16,7 млн. цветов
Углы обзора, Г/В 170/160
Статическая контрастность1000:1
Скорость реакции GtG, мс1
Частота вертикальной развёртки, ГцDisplayPort: 24 – 144
HDMI: 24 – 60
Частота горизонтальной развёртки, кГц15-140
Интерфейсы1x HDMI v1.4b;
1x DisplayPort v1.2;
1x DVI-DL;
1x TRRS (mini-jack 3,5 мм, выход на наушники);
Встроенный звукНет
Энергопотребление, Вт45
ПодставкаНаклон: +20°…-5°;
Поворот в горизонтальной плоскости (Swivel): +45°…-45°;
Поворот в вертикальной плоскости (Pivot): 0°…+90°;
Регулировка по высоте: 0…130 мм
Крепление VESAЕсть (100*100)
ДополнительноFlicker free
Габариты, ммС подставкой: 559/429*570*219‎
Без подставки: 347*570*63‎
Масса, кг3,6

Внешний вид

Внешность BenQ XL2411P абсолютно спокойная, что даже как-то не вяжется с последними тенденциями в сегменте игровых мониторов. Тут нет витиеватого узора на тыльной поверхности, нет RGB или любой другой подсветки, нет даже цветных пластиковых вставок или джойстика управления. В общем, если предварительно не ознакомиться с характеристиками монитора, то признать в нём игровое решение довольно сложно. Отчасти это связано со стоимостью монитора, ведь любые дополнительные элементы производителю обходятся в копеечку, поэтому практически все представленные на рынке мониторы с частотой обновления 144 Гц и стоимостью порядка $350-450 практически не отличаются от обычных офисных дисплеев.

Пластиковые панели корпуса довольно толстые, а их поверхность шероховатая, поэтому отпечатки пальцев на корпусе зачастую практически незаметны. Качество сборки высокое. Тепловые зазоры минимальны, но есть, поэтому при нагреве и остывании корпус не потрескивает.  Рамка вокруг матрицы довольно толстая, и, как заявляет производитель, – «форма рамки экрана помогает уменьшить отражение света от его поверхности, чтобы пользователю ничего не мешало сосредоточиться на игровом процессе». В чём особенность рамки за время тестирования выяснить так и не удалось, да и какого-либо эффекта замечено не было.

Акцентируя внимание на особых свойствах рамки, которые уменьшают отражения, производитель почему-то использовал логотип с зеркальной поверхностью, который периодически немного отвлекает.

В нижнем правом углу находится небольшой выступ, на нижнем торце которого установлены клавиши управления. Индикатор активности находится на лицевой стороне, поэтому здорово отвлекает. Удивительно, но возможность его отключения не предусмотрена, хотя такая функция доступна даже в гораздо более дешёвых мониторах.

С тыла заметен разъём подключения замка безопасности.

На левой боковой поверхности находится только лишь разъём подключения наушников, а правая боковая поверхность вообще пустует.

В нижней части находятся разъёмы DVI, HDMI, а также DisplayPort и гнездо подключения питания. Блок питания встроен в корпус, но при этом вес монитора невелик.

Подставка монитора с массивной ножкой позволяет осуществлять повороты в вертикальной и горизонтальной плоскости, наклонять дисплей, а также осуществлять подъём на высоту до 130 мм. В общем, с гибкостью полный порядок, что весьма актуально для мониторов на базе Tn-матриц, которые характеризуются малыми углами обзора. Крепление VESA предусмотрено, но для отсоединения подставки необходима отвёртка.

Меню

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Тестирование

Сразу стоит коснуться вопроса подключения BenQ XL2411P к компьютеру. Монитор оборудован портом HDMI v1.4b, который при разрешении FullHD поддерживают частоту обновления не более 60 Гц. Казалось бы, что тут страшного, ведь есть же DisplayPort v1.2, которому при разрешении FullHD и 240 Гц по силам, да и DVI DL без проблем держит 144 Гц. Собственно, проблема касается только игровых ноутбуков без DisplayPort, а таких довольно много.

В мониторе используется 24 дюймовая матовая Tn-матрица с разрешением FulHD и частотой обновления 144 Гц. К сожалению, выяснить модель матрицы путём разборки не удалось, потому как разрешение на вскрытие подопытного получено не было. С большой долей вероятности можно утверждать, что используется матрица производства AOC, потому как среди Tn-матриц с частотой 144 Гц в продаже доступны решения только этого производителя.

На следующем микрофото видна типичная для Tn-матрицы структура субпикселя, а точнее её отсутствие.

При переводе фокусировки на защитную плёнку заметны довольно крупные микродефекты, которые формируют матовую поверхность. Защитная плёнка отлично справляется с бликами, и даже яркие точечные источники света позади пользователя не особо отвлекают, но при этом кристаллический эффект заметен. Впрочем, для геймерского дисплея куда важнее именно хорошее подавление бликов, чем отсутствие кристаллического эффекта. Тем более КЭ мешает далеко не всем.

В настройках монитора предусмотрено 11 режимов отображения: [FPS1], [FPS2], [Стр.реал.вр.], [Игрок1], [Игрок2], [Игрок3], [Кино], [Фото], [sRGB], [Eco] и [Стандарт].

Измерения яркости осуществлялись в режиме [Стандарт]. Регулировка мощности подсветки производилась с шагом в 10%. Параллельно были проведены замеры яркости чёрного поля, что позволяет вычислить статическую контрастность. Максимальная яркость дисплея в центральной точке составила 358,32 кд/м2 при заявленных 350 кд/м2. При минимальной мощности подсветки яркость белого поля составляет 59,62 кд/м2, что является типичным показателем. Яркость чёрного поля в зависимости от уровня подсветки составляет 0,103…0,56 кд/м2. Статическая контрастность в зависимости от уровня подсветки составляет 579:1…632:1. А это соизмеримо с показателями IPS-матриц. Конечно, с лучшими представителями не сравнить, но всё же результат весьма достойный.

Но тут нужно отметить, что данные результаты достижимы только при HDMI-подключении и выборе HDMI RGB диапазона 16-235 (по умолчанию 0-255). Если же выбрать стандартный диапазон либо подключение при помощи DisplayPort, то яркость белого оказывается ниже, а чёрного, напротив, выше, что приводит к существенному снижению уровня статической контрастности – в зависимости от уровня подсветки от 95:1 до 102:1.

При установленной яркости 120 кд/м2 максимальное отклонение яркости составило 13%, что довольно много для диагонали 24 дюйма, поэтому может быть заметно при выводе на экран равномерных цветовых заливок. При полной мощности подсветки максимальное отклонение яркости достигает 14%.

яркость 120 кд/кв.мяркость максимальная

Далее приведён снимок дисплея с белой заливкой. Для наглядности была уменьшена экспозиция.

Равномерность яркости на чёрном оказалась достаточно высокой, торцевые засветки едва заметны, а существенные утечки подсветки отсутствуют.

Углы обзора

В случае тестируемого монитора при отклонении по горизонтали в пределах 10-15 градусов качество отображения вполне приемлемое, но при большем угле отклонения достаточно быстро падает контрастность, а цвета приобретают желтоватый оттенок. При изменении вертикального угла в пределах до 10 градусов искажения не слишком заметные. При большем отклонении вверх контрастность чрезвычайно быстро падает, а изображение будто покрывается лёгкой дымкой, но паразитные оттенки не проявляются. При большем смещении вниз резко падает яркость и контрастность, а при угле просмотра более 45 градусов цвета инвертируются. Впрочем, в реальных условиях работы с монитором просмотр изображения под такими острыми углами маловероятен, поэтому особо переживать по этому поводу не стоит.

Цветовой охват, точность цветопередачи и цветовая температура

Во время тестирования в качестве основного использовался режим [Стандарт], поскольку он даёт возможность регулировок яркости, контрастности, настройки цветового режима (точная настройка по каналам R/G/B). Настройка гаммы предусмотрена, но в меню указаны не конкретные значения, а 5 настроек, обозначенных лишь порядковым номером. По умолчанию используется третий (средний) режим. Примечательно, что в зависимости от типа подключения либо выбранного HDMI RGB диапазона (16-235 или 0-255) существенно зависит не только уровень яркости и контрастности, что было отмечено выше, но значение гамма-коррекции, отклонения цвета и цветовой охват и цветовая температура.

Тестирование производилось при подключении DisplayPort, а также при HDMI-подключении с указанием HDMI RGB диапазона 16-235 (при выборе HDMI RGB диапазона 0-255 результаты не отличаются от подключения DisplayPort).

При подключении DisplayPort точка белого по умолчанию настроена практически идеально, но только при максимальном уровне мощности подсветки. При снижении яркости дисплея точка белого немного смещается, а при установке рекомендуемой для ЖК-дисплеев яркости 120 кд/муже требуется корректировка по каналам RGB – 98/98/100. Регулятор [Яркость] был перемещён в положение 24, [контрастность] — 50.

При подключении HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235) точка белого по умолчанию существенно смещена, поэтому требуются значительные корректировки по каналам RGB (93/93/100). Настройки яркости и контрастности для получения яркости 120 кд/м– 21 и 51 соответственно.

Также при обоих типах подключения тестирование было проведено в режиме [sRGB]. Активирование данного режима блокирует регулировку цветовой температуры и гаммы. Яркость по умолчанию устанавливается на уровне 90 (332,83 кд/м2). Изменять настройки яркости и контрастности можно, но для чистоты эксперимента использовались заводские настройки.

При подключении DisplayPort/HDMI (диапазон 0-255) цветовой охват оказался ощутимо меньше, чем при HDMI (диапазон 16-235), что в первую очередь связано с избыточно высокой яркостью тёмных оттенков.

Подключение DisplayPort

Режим [Стандарт]
89,8& sRGB
Режим [sRGB]
89,2% sRGB

Подключение HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235)

Режим [Стандарт]
95,9% sRGB
Режим [sRGB]
96% sRGB

Цветовая температура также оказалась зависимой от типа подключения/диапазона HDMI.

Подключение DisplayPort

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Подключение HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235)

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

С гамма-коррекцией ситуация аналогичная – результаты крайне сильно зависят от типа используемого подключения. В режиме [sRGB] настройка гаммы не предусмотрена. В режиме [Стандарт] использовалось среднее (3) значение гамма-коррекции.

Подключение DisplayPort

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Подключение HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235)

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Точность цветопередачи для игрового монитора не является наиболее важным параметром, поэтому заводской калибровке подобных решений производитель уделяет не так много внимания. Но, что удивительно, при подключении DisplayPort/HDMI (0-255) точка белого настроена очень хорошо. Но при этом с цветопередачей дела обстоят не лучшим образом. В режиме [sRGB] максимальное отклонение Delta E составляет 9,63, а среднее – 4,95. В режиме [Стандарт] ситуация ещё хуже, и максимальное отклонение составляет 11,6, а среднее 6,09. В общем, без калибровки и профилирования тут не обойтись.

При HDMI-подключении (диапазон 16-235) точка белого не столь хорошо настроена, но зато отклонение цвета delta E гораздо меньше. В режиме [sRGB] максимальное отклонение составляет 5,38, а среднее 2,63, а в режиме [Стандарт] – 6,07 и 3,31 соответственно.

Подключение DisplayPort

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Подключение HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235)

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Равномерность цвета у тестируемого монитора во всех режимах очень высокая. При яркости подсветки 120 кд/м2 максимальное отклонение Delta E не превышает 1,1, а при максимальной яркости подсветки и того меньше – не более 0,9. В общем, равномерность цвета можно сказать эталонная, чего никак не ожидаешь от игрового монитора, причём доступного.

яркость 120 кд/кв.мяркость максимальная

Калибровка и профилирование

Подключение DisplayPort

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Подключение HDMI (HDMI RGB диапазон 16-235)

Режим [Стандарт]Режим [sRGB]

Качество градиентов

Цветные градиентные переходы для тестируемого монитора не проблема – любой переход плавный и равномерный, причём как до профилирования, так и после него. С чёрно-белыми градиентными заливками всё не так радужно. Даже без калибровки и профилирования заметны выраженные ступени, да и равномерность градиентов невысокая.

После профилированияДо профилирования

Flicker free

В мониторе заявлена подсветка Flicker free, то есть без использования широтно-импульсной модуляции (ШИМ). Данная функция существенно уменьшает нагрузку на глаза, что особо важно при длительной работе. Определение наличия ШИМ проводилось при помощи фото-сенсора со спектральной характеристикой близкой к диапазону восприятия человеческого зрения. Как показали наши измерения, ШИМ не используется во всём диапазоне изменения яркости.

Blur Reduction и разгон матрицы

Режим Blur Reduction способствует повышению плавности отображения картинки. Но достигается это ценой активирования широтно-импульсной модуляции, частота которой соответствует установленной частоте обновления монитора, то есть от 60 до 144 Гц. При активировании данной функции существенно снижается яркость – до 122,05 кд/м2 при подключении DysplayPort и частоте 144 Гц, и до 132,31 кд/м2 при подключении HDMI и частоте 60 Гц.

Разумеется, в игровом мониторе предусмотрен режим разгона матрицы, и, что радует, режимов всего три – [Выключено], [Высокий] и [Премиум]. С субъективной точки зрения наиболее оптимальным является режим [Высокий], который установлен по умолчанию. Съёмка тестовых изображений производилась при подключении DisplayPort и частоте 144 Гц, причём как с активированной функцией Blur Reduction, так и без неё.

Звук

Встроенных динамиков у монитора нет, хотя у большинства конкурентов они имеются. Но это ещё можно пережить, ведь необходимость встроенных динамиков в игровом мониторе стремится к нолю. А вот с низким уровнем громкости на аналоговом аудиовыходе смириться уже сложно. Уровень сигнала не просто низкий, а крайне низкий. При воспроизведении тестового синусоидального сигнала частотой 1 кГц и работой на нагрузку 32 Ом измеритель зафиксировал 55 мВ, а при работе на нагрузку 16 Ом – 34 мВ.

Заключение

Как показало тестирование, для обычной работы с монитором крайне желательно использование HDMI-подключения с указанием в настройках HDMI RGB диапазона 16-235 и правками каналов RGB. При подключении DisplayPort придётся довольствоваться гораздо более низкой контрастностью, существенно сдвинутой гаммой и более искажёнными цветами (но в то же время практически идеально настроенной точкой белого). В любом случае для игр стоит использовать именно подключение DisplayPort, ведь при HDMI-подключении максимальная частота обновления составляет лишь 60 Гц. В принципе, вопрос с отображением цвета, гаммой и цветовой температурой при подключении DisplayPort решает калибратор, но он есть далеко не у всех, да и контрастность и цветовой охват калибратор не увеличит.

В целом же монитор чётко соответствует своему позиционированию – обеспечивает плавное движение объектов без размытия и шлейфов, особенно при активировании режима Blur Reduction. Различие между режимами 60 Гц и 144 Гц столь разительное, что не заметить его не может даже человек крайне далёкий от игр. С субъективной точки зрения 144-герцовые мониторы являются наиболее оптимальным выбором. Их цена, и BenQ XL2411P в частности, сравнительно невысока, а визуальное отличие от более дорогих мониторов с частотой обновления 240 Гц и уж тем более 160 Гц заметят только профессиональные геймеры.

Минусы:
– неотключаемый светодиодные индикатор активности во фронтальной плоскости;
– нет USB-концентратора для игровой периферии;
– порт HDMI v1.4b при разрешении FullHD ограничен частотой обновления 60 Гц;
– кристаллический эффект;
– равномерность подсветки на белом;
– качество чёрно-белых градиентных переходов;
– углы обзора (проблема большинства матриц типа Tn);
– крайне низкий уровень сигнала на аналоговом аудиовыходе;
– нет встроенных динамиков (необходимости в них тоже нет, но у конкурентов имеются).

Плюсы:
– корпусные панели не боятся отпечатков;
– подставка с богатыми настройками положения;
– крепление VESA;
– матовая поверхность экрана отлично подавляет блики и отражения;
– очень высокая статическая контрастность (при подключении HDMI (16-235));
– высокое соответствие цветовому пространству sRGB (при подключении HDMI (16-235));
– великолепная равномерность цвета;
– точное отображение точки белого без ручных правок каналов RGB (при подключении DP/HDMI (0-255));
– подсветка без ШИМ;
– функция Blur Reduction;
– удачные настройки разгона матрицы.
Благодарим компанию MTI за предоставленный для тестирования монитор
Благодарим компанию ASUS за предоставленный ноутбук для тестового стенда 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Обзор геймерского монитора BenQ ZOWIE XL2411P: 7 комментариев

  1. Альберт

    А кабель HDMI v1.4b способен в Full HD 144гц же выдавать или 60гц это ограничение монитора?

  2. Богдан

    Как выполняется калибровка и профилирование и что это за программа с которой взяты скрины с данными?

  3. Demian Dex

    Спасибо, что наставили на путь истинный так сказать, после вашего обзора заказал монитор BenQ Zowie XL2411P с магазина 3ona51. Моник действительно крутой и все минусы которые вы описали практически не заметны при игре или работе. Единственное что меня расстроило это то что нет колонок внутри. Вот это реальный минус. На него не жалуюсь, но в наушниках например видосы разные в ютубе смотреть неудобно. А колонки я не покупал. Но это все на чем можно расстраиваться) Обзор действительно шикарный и монитор я считаю одним из лучших в бюджете до 7 тысяч гривен.

Добавить комментарий