Обзор Canon EOS M100. Крохотная беззеркалка

Автор | Февраль 21, 2018

Ранее на крохотных беззеркалках с сенсором APS-C специализировалась только Sony, теперь же очень компактная модель есть и у Canon, причём сразу самая маленькая в классе. Конечно, небольшие беззеркалки были и ранее. Вспомнить хотя бы серию Olympus E-PM или же камеры серии GF от Panasonic, но данные решения построены на базе сенсора 4/3, тогда как тестируемая камера оборудована более крупной APS-C матрицей, которая вдобавок ко всему может похвастаться поддержкой технологии Dual Pixel AF. Достаточно ли этого для того чтобы конкурировать с лидерами сегмента беззеркалок, который Canon так долго и упорно игнорировала? Попробуем разобраться.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица CMOS, 22,3*14,9 мм
Эффективные пиксели 24,2
Всего пикселей 25,8
Фильтр нижних частот Встроенный
Байонет объектива EF-M (объективы EF и EF-S, совместимы с помощью адаптера для крепления EF-EOS M)
Процессор DIGIC 7
Размеры фотокадра 3:2: 6000*4000, 3984*2656, 2976*1984, 2400*1600;
4:3: 5328*4000, 3552*2664, 2656*1992, 2112*1600;
16:9: 6000*3368, 3984*2240, 2976*1680 2400*1344;
1:1: 4000*4000, 2656*2656, 1984*1984, 1600*1600
Формат фотоснимка JPEG: совместимость с Exif 2.3;
RAW: RAW (14-битный);
DPOF v1.1
Размер видеокадра Full HD: 1920*1080 (59,94; 50; 29,97; 25; 23,976 к/c);
HD: 1280*720 (59,94, 50 к/с);
VGA: 640*480 (29,97, 25 к/с)
Формат видеофайлов MP4 (Видео: MPEG-4 AVC/H.264, аудио: MPEG-4 AAC-LC (стерео))
Чувствительность Фото: АВТО ISO (100–25600), 100–25600 с шагом 1/3 ступени;
Видео: АВТО ISO (100–6400), 100–12800 с шагом 1/3 ступени
Диапазон выдержек 30–1/4000 с (с шагом 1/3 ступени)
Режимы замера экспозиции Оценочный замер (384 зоны);
частичный замер по центру (примерно 10% экрана);
центрально-взвешенный усредненный замер;
точечный замер (прибл. 2% экрана)
Коррекция экспозиции +/- 3 EV с шагом 1/3 ступени
Вспышка GN (ISO 100, м) 5
Видоискатель Нет
Дисплей Сенсорный ЖК-экран 7,5 см (3,0″), 1 040 тыс. точек, наклон прибл. на 180 градусов вверх
Носитель данных SD, SDHC, SDXC (совместимость с UHS-I)
Разъёмы HDMI (тип D),  USB (совместимый с Micro-B)
Дополнительно WiFi IEEE802.11b/g/n (2,4 ГГц), NFC, Bluetooth v4.1 LE
Питание LP-E12 7,2В/875 мА*ч (6,3 Вт*ч)
Габариты, мм 67,1*108,2*35,1
Вес, г 302 (включая аккумулятор и карту памяти);
264 (только корпус)

Внешний вид

Canon удалось сделать чрезвычайно компактную беззеркалку, которая без установленного объектива больше похожа на ультракомпакт средних размеров. Фактически из ныне доступных в продаже беззеркалок всего две из них могут соперничать в плане миниатюрности – это Panasonic Lumix DC-GF9 и Sony ILCE 5000. Но, по сути, конкурентами они не являются, ведь у камеры Panasonic механический затвор работает на выдержках лишь до 1/500 секунды, а уже немолодая, но всё ещё доступная в продаже Sony Alpha 5000 оборудована дисплеем с меньшим разрешением, без сенсорного слоя, скорость серийной съёмки у неё чуть не вдове ниже, да и в плане видеосъёмки данная камера уступает герою материала.

Качество сборки высокое, но общее положительное впечатление портит обилие пластика, пусть и качественного. Удивительно, но производитель решил сэкономить даже на накладке на выступе под большой палец, которая внешне лишь напоминает резиновую вставку, на самом деле — это всё тот же пластик. Хотя, справедливости ради, отмечу, что камера не норовит выскользнуть из рук.

Спереди находится байонет объектива, а также светодиод подсветки автофокуса.

С тыльной стороны большую часть поверхности занимает дисплей, правее которого втиснули клавиши входа в меню, активирования беспроводного интерфейса, перехода в режим просмотра, а также круглый 4-позиционный навипад с клавишей ввода по центру.

Сверху установлена подъёмная вспышка, пара микрофонов, клавиша питания, дополненная 3-позиционным рычагом (фото/видео/авто), клавиша спуска затвора, окружённая диском управления, а также клавиша видеозаписи. Снизу находится разъём установки на штатив, а также отсек установки аккумулятора.

На левом торце находится клавиша замка подъёмной вспышки и пара заглушек, которые скрывают разъёмы подключения HDMI- и USB-кабеля, а также слот установки карты памяти. Подобное расположение карты памяти позволяет изымать её даже если камера установлена на штатив.

Отдельный разъём под носители памяти в сравнительно недорогих беззеркалках – это крайне редкое явление, поэтому тут камера зарабатывает большой плюс в копилку. На правой боковой поверхности заметен только системный динамик.

Дисплей и пользовательский интерфейс

Камера оборудована 3-дюймовым наклонным дисплеем с сенсорным слоем. Разрешение дисплея вполне стандартное для своего класса – 1040 тыс. точек. Отличительной особенностью является возможность наклона дисплея на 180 градусов, что позволяет снимать селфи.

При максимальном уровне подсветки яркость белого составляет 657,19 кд/кв.м, яркость чёрного поля при этом составляет 1,39 кд/кв.м, то есть статическая контрастность 473:1. Максимального уровня яркости вполне достаточно для комфортной работы вне помещения в пасмурный день, но при падении на экран прямых солнечных лучей комфортной работа может быть только с меню, а оценивать отснятые изображения уже сложно.

Клавиш и прочих органов управления у камеры немного, зато сенсорное управление развито хорошо. При помощи сенсорного ввода управление возможно не только в быстром, но и в основном меню. Кроме того, поддерживаются жесты пролистывания отснятого материала, а также множественные касания, что позволяет масштабировать снимки двумя пальцами. Разумеется, выбор точки фокусировки осуществляется обыкновенным касанием экрана.

Основное меню мало отличается от других камер Canon, в том числе схожесть есть и с меню зеркалок, поэтому пользователям последних привыкать не придётся. В целом интерфейс интуитивно понятен, но всё же некоторые пункты приходится поискать. Например, настройка «пикинга» находится в четвертой вкладке, хотя все настройки фокусировки сконцентрированы в третьей. Ниже для ознакомления с меню приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

В камере установлен полный набор беспроводных интерфейсов — Wi-Fi, NFC и даже Bluetooth 4.1 BLE (с низким энергопотреблением). Камера может быть подключена не только к смартфону, но и к телевизору/проигрывателю с поддержкой DLNA, принтеру, другой фотокамере с поддержкой Wi-Fi, а также можно загрузить отснятый материал в облако. Предусмотрена возможность как прямого подключения, так и работа в режиме инфраструктуры. В последнем случае поддерживается WPS-режим, а также ручной режим настройки соединения. Для подключения к камере на смартфон необходимо установить ПО Canon Camera Connect. При поддержке смартфоном технологии NFC настройка подключения сводится к касанию смартфоном камеры. К сожалению, в случае связи с Xiaomi Mi5 процесс связи оказался довольно длительным – в среднем 14-16 секунд. Если же NFC нет, то придётся подключить смартфон к камере, как к обычной точке доступа. Модуль Bluetooth обеспечивает постоянную связь смартфона с камерой для быстрой автоматической настройки Wi-Fi соединения при последующем подключении. Благодаря поддержке режима Bluetooth LE (низкое энергопотребление) о высоком расходе энергии можно не переживать.

Приложение Canon Camera Connect позволяет просматривать снимки непосредственно из памяти камеры либо загружать их в смартфон, а также осуществлять удалённое управление. К сожалению, переключать режимы работы камеры непосредственно из программы управления невозможно. Для изменения режима работы приходится отключать смартфон, выбирать необходимый режим в камере и уже после этого производить повторное подключение. Из программы Canon Camer Connect возможен выбор режима протяжки, настройка экспопары и выбор чувствительности. Видеосъёмка при удалённом управлении вообще не поддерживается.

Камера в работе

Canon EOS M5 во время тестирования преподнёс крайне неприятный сюрприз в виде чрезвычайно длительной подготовки к работе при включении питания. Более того, результат оказался худшим не только среди конкурентов, но и в классе беззеркалок вообще. У EOS M100 со скоростью подготовки к работе дела обстоят получше, но всё же результат далёк от рекордов – от нажатия клавиши питания до спуска затвора проходит 1,06 секунды.

По скорости серийной съёмки тестируемый фотоаппарат «середнячёк» — 6,1 кадра в секунду. Для сравнения Olympus E-PL8 способен выдать серии со скоростью 8 к/с. Благодаря мощному процессору DIGIC 7 скорость серийной съёмки и её длительность не снижаются при активировании функций коррекции оптических искажений объектива и шумоподавления. Длительность серийной съёмки очень сильно зависит от скорости используемой карты памяти, а в нашем случае использовалась одна из самых шустрых карт стандарта UHS-I — SanDisk Extreme Pro. С данным носителем без снижения скорости съёмки камера смогла отснять 17 кадров в формате RAW+JPEG, 20 – в RAW и 102 – в JPEG. Тут стоит отметить, что камера сохраняет изображения в 14 битный RAW-файл, тогда как многие конкуренты довольствуются 12-битным, который, разумеется, занимает меньший объём буфера. К сожалению, уменьшение битности RAW-файла в настройках не предусмотрено. Впрочем, и без этого результат весьма неплохой.

Методика замера длительности серии

Камера оборудована матрицей с поддержкой технологии DualPixel AF, которая подразумевает использование пикселей матрицы в качестве упрощённых фазовых датчиков. Упрощённых, зато в большом количестве. Данная технология уже не нова и успела себя хорошо зарекомендовать. Но при этом, даже заявленная нижняя граница чувствительности автофокуса -1 EV, тогда как некоторые конкуренты способны фокусироваться при освещённости -4 EV. На нашем тестовом шаблоне Canon EOS M100 смог навестись при освещённости 0,98 лк, что приблизительно соответствует заявленному уровню чувствительности -1 EV.

методика определения чувствительности автофокуса

Cкорость фокусировки зависит не только от фотоаппарата, но и от установленного объектива. В нашем случае использовался Canon EF-M 15-45mm 1:3.5-6.3 IS STM, то есть тот же объектив, что и в случае Canon EOS M5. Подопытный смог навестись на тестовый шаблон за 0,39 секунды. Отличие от результата старшей камеры составляет всего 0,03 секунды, что можно списать на погрешность измерений.

Методика замера скорости фокусировки

В настройках фокусировки доступно три привычных варианта работы: AF по 1 точке, зональная фокусировка, а также режим определения лица плюс слежение. С определением лиц у камеры проблем нет, а вот режим слежения работает довольно неуверенно и хорошо справляется только с объектами на контрастном фоне. Тут стоит отметить, что Canon EOS M5 в режиме слежения, напротив, показал себя исключительно с хорошей стороны. Проблемы у подопытного возникают не только в режиме слежения, но при съёмке сложных сцен, поэтому к помощи ручной фокусировки приходится прибегать не только для достижения определённого художественного эффекта. При ручной фокусировке из помощников доступно увеличение зоны фокусировки в 5 и 10 крат, а также функция «пикинга» (подсветки граней резкости) с возможностью выбора режима активности функции и цвета подсветки (красный, жёлтый и синий).

Камера поддерживает все режимы установки экспопары. Режимов экспозамера, традиционно для камер Canon, — четыре (оценочный, частичный, точечный и центрально-взвешенный). Диапазон выдержек от 1/4000 до 30 секунд. Коррекция экспозиции возможна в пределах от -3 EV до +3 EV. Столь узкий диапазон коррекции среди конкурентов только у Fujifilm X-A3, но у грядущей смены в лице Fujifilm X-A5 диапазон правок экспозиции уже шире. К сожалению, при сложном освещении автоматика нередко ошибается и особенно при наличии в кадре областей с большой разностью яркости, например, при съёмке тёмных объектов на фоне неба в пасмурный день. Автоматика активно вытягивает тени, тем самым «выбивая» небо. Благо, динамический диапазон довольно широк, поэтому при съёмке в RAW ситуацию можно спасти последующей коррекцией при обработке снимков на компьютере. Пытаясь развести старшие и младшие модели по разным сегментам, производитель урезал в камере функцию брекетинга экспозиции. И всё бы ничего, но у конкурентов данная функция имеется. В лабораторных условиях при использовании флуоресцентных ламп ошибка экспозамера достигала значения 0,09 EV. Это крайне небольшая ошибка, но при сравнении с эталоном разницу заметить уже можно.

Методика определения ошибки экспозиции

В настройках баланса белого предусмотрен выбор одного из 6 пресетов, ручная установка цветовой температуры (2500…10000 K с шагом 100К во всём диапазоне), а также автоматический и ручной режим. К сожалению, для хранения ручных настроек предусмотрена только одна ячейка. Увеличение количества отсеков хранения настроек никак не повлияло бы на стоимость камеры, но по статусу младшему решению такая функция не положена.  Тонкая настройка по шкале ab/gm есть, причём по шкале ab регулировка возможна в быстром меню при помощи диска управления. Автоматика чрезвычайно точно отрабатывает как при естественном, так и при искусственном флуоресцентном освещении. При использовании ламп накаливания автоматика, как и у большинства конкурентов, здорово промахивается. Функция сохранения тёплых оттенков не предусмотрена.

Шумы

Максимальный уровень чувствительности — ISO 25 600, минимальное значение — ISO 100, расширенный диапазон не предусмотрен. Из особенностей стоит отметить режим съёмки с многокадровым шумоподавлением, в котором уровень шумов минимизируется за счёт склейки нескольких кадров. К сожалению, данный режим доступен только при сохранении снимков в формате JPEG и требует установки камеры на штатив.

методика оценки  уровня шумов

Для просмотра полноразмерного изображения нажмите на миниатюру 

При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Результаты измерений оказались невероятно схожими с теми, что показал гораздо более дорогой Canon EOS M5, что является подтверждением использования идентичных КМОП-матриц. Более того, чрезвычайно схожи не только графики при съёмке в формате RAW, но и при съёмке в JPEG. У обеих камер на графиках JPEG заметно ярко выраженное скрытое шумоподавлении при чувствительности ISO 12 800. Видимо логика этого «горба» заключается в том, что большинство пользователей вряд ли будут использовать предельное значение чувствительности, а на ISO 12 800 их будет ждать картинка со сносным уровнем шумов. В общем, радует, что Canon отошла от практики чрезвычайно сильного скрытого шумоподавления во всём диапазоне чувствительности при съёмке в JPEG в бюджетных камерах  (как, например, в Canon EOS 1300D, где разница соотношения сигнал/шум между RAW и JPEG во всём диапазоне чувствительности составляет 7…8,4 децибел). Но всё же расстраивает, что совсем без уловок не обошлось.

Стабилизация

Встроенной матричной стабилизации у тестируемой камеры нет, как, впрочем, и у всех остальных камер Canon, поэтому помочь при недостаточном освещении может только стабилизация объектива. К счастью, комплектный объектив Canon EF-M 15-45mm 1:3.5-6.3 IS STM со стабилизацией, которая по заявлениям производителя позволяет выиграть до 3,5 EV. Эффективность стабилизации данного объектива уже была рассмотрена в обзоре Canon EOS M5.

Методика тестирования оптического стабилизатора

Вспышка

К сожалению, в камере не предусмотрен «горячий башмак», поэтому установить накамерную вспышку не выйдет, тогда как у некоторых конкурентов такая возможность имеется.  Ведущее число всего 5 при ISO100. Скорость зарядки вспышки небольшая. При последовательной непрерывной съёмке камера смогла сделать 9 снимков со средней скоростью 1 кадр за 4,5 секунды, после чего длительность зарядки резко увеличилась до 10-12 секунд. В настройках вспышки возможен выбор режима работы E-TTL II (оценочный, средне-взвешенный), активирование функции подавления эффекта «красных глаз», выбор режима синхронизации (по первой или второй шторке), а также компенсация вспышки в диапазоне -2…+2 EV. Делитель мощности не предусмотрен.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Камера способна записывать видео в режиме 1080/60p. Запись роликов c разрешением 4K не поддерживается. Среди соизмеримых по стоимости камер 4K умеет записывать только Panasonic Lumix DC-GX850. Оптическая стабилизация в режиме видеосъёмки не работает, но зато предусмотрена крайне эффективная электронная стабилизация. Возможности подключения внешнего микрофона нет, поэтому приходится довольствоваться парой встроенных. Впрочем, качество аудиозаписи оказалось весьма неплохим, да и автофокус у EF-M объективов работает практически незаметно, поэтому не оставляет заметных следов на звуковой дорожке. Возможность подключения наушников также не предусмотрена.
Пример видеозаписи в режиме 1080/60p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется аккумулятор LP-E12 ёмкостью 6,3 Вт*ч. Это тот же самый аккумулятор, который использовался ещё в модели EOS 100D. Но если в случае зеркалки данный источник питания при тестировании по методике CIPA обеспечивал возможность съёмки 380 кадров, то в случае подопытного – 295. Конечно, все беззеркалки в плане длительности автономной работы уступают классическим зеркалкам, но у Canon EOS M100 и вовсе самый скромный результат. На практике камера смогла отснять чуть больше, а именно 362 кадра. Зарядка аккумулятора производится только во внешнем зарядном устройстве, поэтому восполнить энергию от мобильного аккумулятора не получится.

Заключение

В Canon сделали действительно крошечную камеру с сенсором APS-C, что дорогого стоит.  Но в тоже время была существенно урезана функциональность относительно старших моделей, причём некоторые из ограничений — исключительно программные. Например, не предусмотрен брекетинг экспозиции, а ячейка для хранения ручных настроек баланса белого — лишь одна. Кроме того, чрезвычайно сильно расстраивает отсутствие «горячего башмака». Камера в целом интересная, но перечень недостатков уж очень внушительный, поэтому однозначно её рекомендовать сложно. Но всё же своего покупателя она найдёт. Особенно оценят Canon EOS M100 владельцы парка оптики Canon EF/EF-S, ведь при использовании переходника Canon EF/EF-M сохраняется полная функциональность автофокусных объективов, а их для Canon гораздо больше, чем для систем конкурентов.

Минусы:
— ошибки экспозамера при сложном освещении;
— нет режима брекетинга экспозиции;
— нет «горячего башмака»;
— медленная зарядка встроенной вспышки;
— нет возможности записи 4K-видео;
— не предусмотрена возможность видеозаписи при удалённом управлении;
— длительность автономной работы;
— не предусмотрена зарядка аккумулятора в корпусе камеры через USB-кабель;
— скромная линейка объективов под байонет EF-M.
Плюсы:
— габариты и вес;
— встроенные модули WiFi, NFC, Bluetooth;
— отдельный слот на боковой поверхности для установки карт памяти;
— поддержка RAW 14 бит;
— длительность серийной съёмки;
— точная автоматическая установка баланса белого;
— возможность использования огромного парка оптики EF/EF-S с сохранением функциональности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий