Обзор Pentax K-1 Mark II

Два года назад Pentax немного встряхнул сегмент зеркальных камер, выкатив свою первую полнокадровую модель. Это был не репортажник, который ожидали фанаты, но всё равно получилось очень хорошо. Посмотрим, чем нас сможет удивить новинка. 

Примечательно то, что производитель не стал создавать полностью новую камеру, добавив пару функций и поменяв местами пару кнопок, а сохранил старый корпус, немного обновив внутренности. Но куда интереснее то, что любой владелец камеры Pentax K-1 первого поколения может за сравнительно небольшие деньги прокачать её до Mark II в официальных сервисных центрах Pentax. Весьма интересный акт заботы о своих клиентах.

Так что же нового нам обещают? Всего 4 основных улучшения. Первое и самое неоднозначное – это передача более глубокого синего и зелёного цвета. По большому счёту, это можно получить при проявке RAW, поигравшись с ползунками Lightroom, поэтому не будем на этом заострять внимание. Второе улучшение – это встроенный сопроцессор, который по заявлениям производителя позволяет повысить эффективность системы шупоподавления. Также были улучшены алгоритмы работы автоматической фокусировки, а именно следящего автофокуса. И, наконец, наиболее существенное обновление (с субъективной точки зрения) – это режим Dynamic Pixel Shift Resolution, который позволяет получать снимки высокого разрешения при съёмке с рук без штатива.

Технические характеристики

Тип камеры Зеркальная камера со сменными объективами
Матрица КМОП, размером 35,9*24,0 мм, очистка сенсора — Dust Removal II
Эффективные пиксели 36,4 Мп
Всего пикселей 36,77 Мп
Фильтр нижних частот Нет. Оптико-механический сглаживающий фильтр с тремя режимами работы (OFF/Type1/Type2 и автобрекетинг)
Байонет объектива KAF2
Процессор PRIME IV + сопроцессор
Размеры фотокадра 7360*4912, 5760*3840, 4224*2816, 1920*1280
Формат фотоснимка JPEG (Exif 2.30), 3 вида сжатия, DCF 2.0, DROF 1.1, RAW (14-битный)
Размер видеокадра 1920×1080 (60i, 50i, 30p, 25p, 24p)
1280×720 (60p, 50p)
Формат видеофайлов MPEG-4 AVC/H.264 (MOV), Motion JPEG(AVI) для режима интервальной видеосъемки
Чувствительность ISO 100 — 819200 с шагом 1EV, 1/2EV или 1/3EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/8000…30 с (шаг 1/3EV, 1/2EV), режим Bulb — от 10 секунд до 20 минут
Режимы замера экспозиции Многосегментный, центрально-взвешенный и точечный
Коррекция экспозиции -5…+5 EV с шагом 1/3 EV или 1/2 EV
Вспышка Нет
Видоискатель Пентапризма, покрытие кадра 100%, увеличение 0,7x
Дисплей ЖК-экран 3,2″, 1 037 тыс. точек
Носитель данных 2x SD/SDHC/SDXC и UHS-I
Разъёмы microUSB, подключение микрофона,подключение наушников, разъём подключения внешнего питания, HDMI Type-D
Дополнительно Wi-Fi (IEEE802.11b/g/n, 2,4 ГГц), GPS-приёмник
Питание Литий-ионный аккумулятор D-Li 90 14 Вт*ч (7,2 Вольт, 1860 мА*ч)
Габариты, мм 136,5*110*85,5
Вес, г 925 (только корпус)
1010 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Визуально новинка не отличается от предшественника. Даже больше – все корпусные панели абсолютно одинаковые. Тут Pentax стоит отдать должное, потому как, немного прокачав камеру, производитель не выкатил новую модель, а представил старую с новыми функциями, что и позволило реализовать программу апгрейда K-1.

Габариты камеры ощутимо меньше, чем у главных зеркальных конкурентов в лице Nikon D850 и Canon EOS 5DS/5DS R, да и Sony Alpha a7R III лишь немного мельче. Вес камеры, напротив, самый большой среди конкурентов, но отличие от зеркалок незначительное.

Одной из важных особенностей камеры является защищённость корпуса от воздействия внешних факторов, таких как мороз, пыль и вода. В случае Pentax K-1 II заявлена работа при температуре до 10 градусов мороза, а от попадания в корпус пыли и влаги корпус защищает 87 плотных резиновых заглушек. По сути, с фотоаппаратом можно работать даже под проливным дождём, главное, чтоб внешнюю линзу объектива не заливало. Но тут есть одно ограничение – объектив также должен быть защищённым (серии AW или менее защищённая WR), иначе влага может попасть в корпус камеры, особенно при использовании «линз» с переменным фокусным расстоянием.

Корпус выполнен из прочного и лёгкого магниевого сплава, а в основе лежит каркас из нержавеющей стали. Но, несмотря на прочностные характеристики, ронять камеру не стоит, а вот придавить тяжёлым грузом не страшно (например, в багаже во время путешествий).

Спереди находится байонет объектива с «отвёрткой», приёмник сигналов пульта дистанционного управления, а также фронтальный диск управления. Тыльная сторона усеяна клавишами и дисками, до которых достаточно легко дотянуться даже при работе с камерой одной рукой. Исключением являются лишь клавиши перехода в режим LiveView и выбора режима экспозамера. Кроме клавиш управления сзади находится экран, видоискатель, основной диск управления, тыльный приёмник сигналов пульта ДУ, а также индикатор готовности.

По бокам от «горячего башмака» находится пара микрофонов, а также системный динамик и клавиша активирования встроенного GPS-приёмника. В левой части верхней панели установлен диск выбора режимов работы, дополненный рычагом блокировки вращения.

В правой части находится диск выбора дополнительных функций с рычагом режимов (фото/видео), диск управления дополнительными функциями, клавиши введения коррекции экспозиции, выбора уровня чувствительности, активирования подсветки дополнительного дисплея и корпуса, а также клавиша спуска затвора, окружённая рычагом включения, крайнее положение которого отвечает за активирование режима предварительного просмотра. Снизу находится разъём установки на штатив, отсек аккумулятора, а также контактная площадка подключения батарейной ручки.

На правой боковой поверхности под откидной крышкой находится пара слотов установки карт памяти, а под резиновой заглушкой скрыт разъём подключения проводного пульта дистанционного управления. Слева под резиновыми заглушками установлены разъёмы microUSB, HDMI Type-D, разъём подключения внешнего питания, а также раздельные разъёмы подключения внешнего микрофона и наушников. Также слева установлен порт синхронизации, клавиша блокировки, перехода в режим съёмки в RAW, выбора режима работы автофокуса, а также рычаг переключения между автоматической и ручной фокусировкой.

Дисплей, видоискатель и пользовательский интерфейс

Видоискатель на основе пентапризмы большой и светлый, покрытие кадра, как и у всех прямых конкурентов, 100%. Коэффициент увеличения, немного отличается от конкурентов – 0,70х против 0,71х у Canon EOS 5DS R, 0,75x у Nikon D850 и 0,78x у Sony A7R III. В видоискателе возможно отображение не только базовой информации о параметрах экспопары и чувствительности, но и двухосного уровня, координатной сетки и рамки автофокуса непосредственно в кадре. К сожалению, датчика приближения в видоискателе нет, поэтому при съёмке в темноте есть шанс небольшого ослепления дисплеем.

Дисплей камеры крепится к корпусу четырьмя подвижными опорами, которые позволяют крутить дисплей как угодно в любом направлении. Конечно, есть определённые ограничения на угол наклона (до 45 градусов в горизонтальной плоскости и до 35 – в вертикальной), но всё равно подобного больше нет ни у одной из камер, не говоря уже о прямых конкурентах. Кроме того, имеется дополнительное соединение, которое позволяет поворачивать дисплей приблизительно на 90 градусов, что облегчает съёмку с нижних ракурсов в режиме LiveView.

Что касается непосредственно ЖК-матрицы, то тут характеристики ничем выдающимся не отличаются. Во-первых, сенсорного слоя нет, тогда как у конкурентов от Sony и Nikon он имеется.  А во-вторых, разрешение дисплея сравнительно невелико – лишь 1 037 тыс. точек при диагонали 3,2 дюйма, тогда как, например, у Nikon D850 разрешение дисплея составляет 2 359 тыс. точек. При максимальной мощности подсветки яркость белого поля составляет 688,03 кд/м2, при этом яркость чёрного поля составила 0,745 кд/м2, т.е. статическая контрастность равняется 924:1. Дополнительный дисплей крохотный и вмещает минимум информации – выдержка, раскрытие диафрагмы, чувствительность, состояние аккумулятора и указание активной карты памяти.

Было время, когда архаичные шрифты и полное отсутствие сглаживания шрифтов в меню камер Pentax не ругал только ленивый. Однако после перехода под крыло Ricoh ситуация довольно быстро изменилась в лучшую сторону – шрифты стали не такими примитивными, да и сглаживание появилось. Но если два года назад это можно было отнести к достоинствам, то сейчас конкуренты пошли дальше, а Pentax остался на том же уровне. Впрочем, на качество фото это не отображается, да и интерфейс сам по себе шустрый и удобный. Основное меню разделено на множество вкладок, объединённых в группы, поэтому, несмотря на обилие настроек, разобраться с ними довольно просто. В быстром меню установлено 20 (матрица 5*4) пиктограмм параметров, настройка которыми осуществляется при помощи диска управления. Любую из функций в быстром меню можно переназначить.

Особенности и дополнительные функции

Одной из отличительных особенностей камеры является подсветка, причём не только клавиш на тыльной стороне, но и байонета объектива, а также слота установки карты памяти. Функция весьма интересная и полезная, ведь нередко объективы приходится менять при слабом освещении.

Наверное, наиболее значимой особенностью Pentax K-1 обоих поколений является система подвеса матрицы, на базе которой работает множество функций. Основная – это, конечно же, 5-осевая стабилизация с заявленной эффективностью 5 EV. У прямых конкурентов зеркального типа встроенная стабилизация не предусмотрена. Основное преимущество встроенной в камеру стабилизации заключается в возможности использования данной функции с любыми объективами, причём не только под байонет K, но и, например, под M42, установленными через переходник. Также стоит отметить функцию коррекции горизонта в пределах +/-2 градуса. Кроме того, возможно смещение и наклоны матрицы, что позволяет точно кадрировать изображение при работе со штатива, когда возможности перемещения камеры ограничены.

Функция АСТРОГИД, которая при помощи встроенного GPS-приёмника отслеживает положение небесных тел, также использует возможности подвижной матрицы – движение матрицы компенсирует перемещение звёзд, что позволяет избежать проявления шлейфов при съёмке на длинной выдержке.

Всё? Как бы не так! Благодаря микровибрациям матрицы камера способна эмулировать АА-фильтр, что позволяет избавиться от возможного муара без падения резкости снимка. В общем, в плане технологических особенностей тестируемая здорово обходит своих прямых конкурентов. Но даже это ещё не всё. В Pentax выжимают всё возможное из своей уникальной системы подвеса матрицы. Функция Pixel Shift Resolution позволяет сделать 4 снимка со сдвигом матрицы на 1 пиксель при каждом снимке, и получить итоговое изображение с высокой детализацией. Система передает информацию обо всех цветах RGB-шкалы по каждому пикселю, за счет чего удается получать картинку с более реалистичной цветопередачей. Эта система по заявлению производителя позволяет снизить уровень шумов, появляющихся при использовании высоких ISO.

Обычный режим Режим Pixel Shift Resolution

Но это было и в K1 первого поколения, а в Mark II данная функция работает в том числе при съёмке с рук (без использования штатива). Функция действительно работает, что не может не радовать. Вот только при её активировании скорость склейки падает в разы – с 6 секунд до 24. Сказывается недостаточная производительность используемого процессора. Конечно же, камера умеет склеивать HDR-снимки, но и тут слабый процессор даёт о себе знать – процесс склейки занимает 8 секунд, тогда как в случае конкурентов пользователь даже не успевает заметить этот процесс.

Камера в работе

Зачастую в случае камер зеркального типа длительность подготовки к работе при включении питания столь мала, что её измерение не имеет никакого смысла. Тут зеркалки превосходят своих беззеркальных конкурентов на голову. Но, как ни странно, тестируемая камера готовится к работе 0,87 секунды. Отключение очистки сенсора перед включением не особо улучшает результат – 0,78 секунды.

По скорости серийной съёмки тестируемая камера аутсайдер в классе – всего 4,4 кадра в секунду. Для сравнения, Canon EOS 5 DS R способен выдать 5 кадров/с, Nikon D850 – 7 кадров в секунду в базовой комплектации и 9 при использовании батарейной ручки, Sony Alpha a7R III отстреливает 10 кадров в секунду. Наши замеры показали 4,3 кадра/с при съёмке в JPEG и 4,4 кадра/с при съёмке в RAW. Разумеется, важна не только скорость съёмки, но и её длительность. Но и тут подопытный особо порадовать не может. Во-первых, камера не поддерживает быстрые современные носители (например, SD UHS-II), а во-вторых, ёмкость буфера довольно мала. При использовании одной из наиболее шустрых карт памяти SD (UHS-I) SanDisk Extreme Pentax K1 Mark II смог отснять лишь 24 кадра в формате JPEG, 13 в RAW (DNG) и 11 в RAW (DNG)+JPEG. Конечно, подопытный чуть не вдвое дешевле прямых конкурентов, но всё же скорость и длительность серий нужно бы подтянуть, если уж замахнулись на таких сильных конкурентов, как Nikon D850.

Модуль фокусировки остался такой же, как и в Pentax K-1 первой генерации — SAFOX 12. Конечно, производитель заявляет, что новое поколение K-1 может похвастаться более цепким следящим автофокусом, но точек фокусировки это не прибавляет – их по-прежнему 33 (25 точек перекрёстного типа и 3 точки типа «двойной крест»). Досадно, но все 33 точки установлены довольно кучно, поэтому в полнокадровом режиме они покрывают не слишком большую площадь, что иногда вызывает сложности с фокусировкой. Для сравнения, у Canon EOS 5 DS R – 66 точек фокусировки, у Nikon D850 – 151, а у беззеркалки Sony Alpha a7R III в сенсор интегрировано 399 фазовых сенсоров. Чувствительность автофокуса заявлена на прежнем уровне – от -3 EV. И если два года назад по данному параметру камера Pentax K-1 превосходила всех конкурентов, то сейчас Pentax K-1 Mark II тут на равных выступает с конкурентом от Sony, а в лидеры с чувствительностью от -4 EV выходит Nikon D850.

В связке с объективом Pentax 1:2,8 24-70 mm ED SDM WR камера смогла сфокусироваться на тестовом объекте при освещённости 0,37 лк (приблизительно -3 EV).  При фокусировке по контрастному методу (режим LiveView) требуется освещённость 0,79 лк (приблизительно -2 EV). В целом, результат хороший, но развития как такового нет.

В ручном режиме фокусировки при визировании через видоискатель остаётся полагаться только на зрение и встроенный дальномер в качестве ориентира. В режиме LiveView осуществлять фокусировку вручную значительно проще, ведь есть возможность увеличения зоны фокусировки (2, 4, 8, 10 и 16 крат), да и режим подсветки граней резкости («пикинг») предусмотрен. Два года назад среди зеркалок данной функцией больше никто похвастаться не мог (разве что некоторые модели Canon с альтернативными прошивками), но сейчас у Pentax K-1 Mark II такого преимущества уже нет.

Режимы установки экспопары стандарты, а именно PASM. Режимы замера экспозиции тоже стандартные – матричный, центрально-взвешенный и точечный. А вот настройки брекетинга экспозиции весьма неординарные. Максимальное количество кадров всего 5, но зато шаг экспозиции может достигать 5 EV. Впрочем, подобные разбеги нужны разве что для последующей склейки кадров в специфический HDR-снимок. Точность установки экспозиции оказалась очень высокой, причём как при хорошем, так и сложном освещении. Автоматику не смущают ни облака при съёмке пейзажей, ни смешанное сложное искусственное освещение. В общем, тут камера исключительно радовала.  При замерах в лабораторных условиях при освещении тестовой таблицы флуоресцентными лампами с температурой 5000K ошибка экспозамера колебалась в пределах -0,02…-0,09 EV, что является хорошим результатом.

Настройки баланса белого не претерпели изменений. В меню доступны пересеты солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа (4 варианта цветовой температуры), настройка баланса белого с сохранением оттенка источника света, автоматический режим, три отдельных контейнера с возможностью ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 К и три слота ручной настройки.

Шумы

Производители постоянно наращивают разрешение снимков, но параллельно не забывают увеличивать ещё и чувствительность. Но если конкуренты от Nikon и Sony ограничились более или менее адекватными значениями чувствительности, а Canon так вообще вполне разумным, то в Pentax решили всех сразить значением ISO 819 200. Разумеется, это чистой воды маркетинг и никакого практического смысла в столь высоких значениях чувствительности нет. Точнее смысл есть, но уровень шумов при этом запредельно высок.

Во время тестирования съёмка тестового шаблона была проведена в формате JPEG со всеми значениями шумоподавления, а также в формате RAW при отключенной и активированной функции Pixel Shift Resolution (PSR), которая кроме повышения детализации снижает уровень цветовых шумов.

нажмите на миниатюры для просмотра полноразмерного изображения

При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Результаты измерений в RAW оказались невероятно схожими с теми, что показал Pentax K-1 первого поколения. В общем, добавленный сопроцессор расширяет динамический диапазон, но совершенно не влияет на уровень яркостных шумов.

При съёмке в JPEG во всём диапазоне чувствительности соотношение сигнал/шум оказалось существенно выше, чем в случае предшественника. То есть при формировании внутрикамерного JPEG используются более агрессивные режимы шумоподавления даже при отключении данной функции в меню. Конечно, в той или иной степени подобным грешат все производители камер, но тут в Pentax явно перестарались, желая показать, что новинка стала значительно лучше предшественника благодаря новому сопроцессору.

Стабилизация

Одним из наиболее важных отличий камер Pentax от остальных зеркалок является встроенный в корпус стабилизатор изображения. Конечно, подобная «фишка» есть в беззеркалках Sony, но прямые конкуренты тут ничего не могут противопоставить герою материала. Стабилизатор без проблем работает с любой оптикой, в том числе и с резьбовой, установленной через переходник. Заявленная эффективность 5-осноного стабилизатора достигает 5 EV. Это довольно много, но у той же Sony Alpha a7R III заявленная эффективность составляет 5,5 EV. Оценка эффективности стабилизации осуществлялась в связке с объективом Pentax 1:2,8 24-70 mm ED SDM WR.

Примеры фото

Режим видеозаписи

В режиме видеозаписи похвастаться Pentax K-1 Mark II нечем. Максимум на что он способен – это запись видео с разрешением FullHD в режимах 60i или 30p. Представление цвета 8 бит, цветовая субдескритизации 4:2:0. На внешний рекордер тоже не стоит возлагать особых надежд, ведь на HDMI-выходе камера способна выдавать всё тот же 8-битный цвет. В общем, режим видеозаписи традиционно для Pentax добавляется в камеры для «галочки». А ведь всё необходимое вроде бы есть – тут тебе и стабилизация, и возможность подключения наушников/микрофона, и полнокадровая матрица. Но слабый процессор банально не способен обработать что-то большее, да и программная часть не поспевает. Всё-таки Pentax небольшая компания, с небольшими бюджетами на разработку, поэтому что-то приходится пускать под нож. И это зачастую это режим видеосъёмки.

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется точно такой же аккумулятор, как и в K-1 первой генерации. По заявлениям производителя длительность автономной работы составляет 760 кадров при тестировании по методологии CIPA. Для сравнения, при тестировании по той же методике Canon EOS 5DS R может отснять 700 кадров, Sony Alpha a7R III — 650, а Nikon D850 – внушительные 1840 кадров. Как видим, отрывается от плотной группы только Nikon D850, что достигнуто за счёт использования более экономичного процессора. На практике тестируемая камера вполне вытягивает 1000 снимков. Для активных съёмок этого недостаточно и без дополнительного аккумулятора никак не обойтись, но для обычной повседневной эксплуатации вполне достаточно.

Заключение

Сразу стоит отметить, что прогресс Pentax K-1 Mark II относительно предшественника слишком мал, а на фоне конкурентов так и вовсе мизерен. Конечно, следящий автофокус стал более цепким, появился сопроцессор, но в целом новшества не слишком уж существенные, тогда как конкуренты за два года серьёзно прибавили и в скорости, и в возможностях. Но в целом тестируемая камера является весьма интересным решением, ведь у неё есть множество уникальных «фишек», которых у конкурентов нет вообще и вряд ли появятся в ближайшем будущем, но при этом стоимость Pentax K-1 Mark II (а особенно камер первой генерации) гораздо меньше. А это уже хороший аргумент в пользу Pentax при переходе на полный кадр с кропа (всё равно при таком апргрейде большую часть оптики придётся поменять, что на Nikon, что на Canon).
К слову об оптике. Тут у Pentax есть как свои плюсы, так и минусы. К недостаткам стоит отнести сравнительно небольшой парк современной оптики. А вот к достоинствам – несметное количество старых объективов, доступных на вторичном рынке, причём не только мануальных, но и автофокусных под «отвёртку», которые можно использовать без каких-либо переходников.  Развивая байонет K, в компании Pentax сохраняют совместимость даже с самыми старыми моделями объективов, что, как и сравнительно невысокая стоимость камеры, играет на руку тем, кто хочет войти в мир полного кадра, но при этом не разориться.
Минусы
— медленное включение и подготовка к работе;
— низкая производительность процессора (медленная обработка снимков);
— небольшая ёмкость буфера;
— нет поддержки быстрых носителей;
— малое количество точек фокусировки;
— длительность автономной работы;
— существенное отставание от конкурентов в режиме видеозаписи;
Плюсы
— хорошая защита корпуса от попадания влаги и пыли;
— функция подсветки клавиш, байонета и слотов установки карт памяти;
— поворотный дисплей с уникальной системой наклонов;
— встроенная в корпус 5-осная стабилизация;
— поддержка автофокусных объективов без встроенного привода;
— функция «Астрогид»;
— автоматическая коррекция линии горизонта;
— возможность поворотов и сдвигов матрицы при компоновке кадра;
— встроенный модуль WiFi;
— встроенный приёмник GPS;
— возможность апгрейда K-1 до K-1 Mark II в сервисных центрах Pentax;
— цена.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий